Управление и экономика фармации

пропорционально числу сотрудников, которые в нем работают.

Важным моментом при анализе издержек является их деление на постоянные (не зависящие от объема реализации) и переменные (зависящие от объема реализации). К постоянным издержкам относятся расходы по аренде, содержанию помещений, амортизации основных средств и нематериальных активов, износу МБП, заработная плата административного персонала и т.п., а к переменным - расходы по завозу, хранению, подработке, упаковке товара, проценты за кредит, расходы по таре, недостачи товаров в пределах норм естественной убыли, большинство налогов, основная и дополнительная заработная плата производственного персонала (в зависимости от формы оплаты труда эти затраты могут быть и постоянными) и т.п.

Переменные затраты растут пропорционально числу обращений в аптеку или количеству проданных единиц продукции, поэтому даже экономия или снижение их мало влияют на эффективность. А вот снижение постоянных издержек на 1 обращение или единицу продукции (так называемый эффект масштаба производства или экономия на масштабе производства) является залогом повышения эффективности работы любого предприятия.

В результате исследований, проводимых в аптечных организациях г. Москвы, было установлено, что в отделе безрецептурного отпуска постоянные и переменные издержки самые низкие. Некоторые результаты проведенного анализа представлены в табл. 3.

Исследования, проведенные в аптеках с различным объемом работы, позволили установить, что соотношение затрат различных организационных структур (отделов) характерно для любого аптечного предприятия, разница лишь в цифровых значениях, которые определяются в основном помещением, которое занимает аптека, штатной численностью и сметой расходов по статьям.

Затраты можно рассчитывать, исходя из времени обслуживания одного посетителя. Время обслуживания определяется как объективными причинами - потоком посетителей, так и субъективными - изменением интенсивности труда в течение рабочей смены. Время, затраченное на обслуживание одного посетителя ЦГА в отделе отпуска лекарств без рецептов, составляет 1,2 минуты. Для сравнения: в отделе готовых лекарственных форм - 1,6 минуты, рецептурно-производственном - 2,4. В муниципальных аптеках на обслуживание одного посетителя может затрачиваться примерно столько же времени, а может и больше, чем в ЦГА.

Трудно выявить явную закономерность, однако можно говорить о следующей тенденции: чем дальше от центра расположена аптека, тем больше времени затрачивается на обслуживание каждого посетителя. Поскольку временные затраты по отпуску безрецептурных ЛП меньше, чем в других отделах, следовательно, на отпуск без рецептов расходуется меньше экономических ресурсов. Для каждой аптеки необходимо рассчитывать свои показатели безубыточности.

Анализируя полученные данные, можно сделать такой вывод: при сохраняющихся подходах к формированию стоимости экстемпоральных лекарственных форм и внутриаптечной заготовки, достижение безубыточности в рецептурно-производственном отделе весьма проблематично, поскольку даже за год такое число людей не обратится в отдел. Введение экономически обоснованных тарифов, как показывает практика, позволяет обеспечить уж если не получение прибыли, то хотя бы достижение безубыточности этого отдела.

Несмотря на более низкие показатели затрат, безубыточность в отделе отпуска без рецептов достигается при большем числе обращений, чем в отдел готовых форм. Это связано с более низкой средней стоимостью одного обращения в отдел.

Так, если стоимость одного обращения в отдел безрецептурного отпуска в среднем составляет 2,14 долларов, то в отдел готовых лекарственных форм - 4,75. Однако в этом отделе около 45% отпуска приходится на безрецептурные препараты, отпускаемые по рецептам бесплатно или с 50% скидкой (фестал, эссенциале, но-шпа, витрум и др.).

48)

Полезность — удовлетворение или исполнение запросов, которое получают люди от потребления и использования благ. Полезность — абстрактная категория, используемая в экономической науке для определения удовольствия, которое получают люди от потребления благ. Полезность того или иного блага — главный фактор потребительского выбора. Полезность — понятие сугубо индивидуальное, субъективное. Каждый человек понимает полезность по-своему. Некоторые товары могут быть полезны для одного человека, но бесполезны или даже вредны для другого. Например, очки полезны близорукому человеку, но бесполезны тому, у кого стопроцентное зрение.

Функция полезности — соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемой при этом потребителем. Математически функция полезности выглядит следующим образом:

U = f (Qx, Qy)

где f — символ функции; U — уровень полезности ; QX, QY — количество товаров Х и Y, потребленных за определенный период. В данную функцию можно включить любое количество переменных. Эта функция демонстрирует, что полезность, получаемая человеком, зависит только от количества потребляемых благ. Различают предельную и совокупную полезность блага.

Перейти на страницу: 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35

 
 
 
 

С чего начать путь к здоровым глазам и как достичь результатов? Главное - измените отношение к своим глазам, к себе, а потом и к самой проблеме плохого зрения.

Борьба с гипертонией является сложным и многогранным процессом, основными этапами которого являются первичная профилактика, раннее выявление и адекватное лечение.