Управление и экономика фармации

Одним из основных факторов, формирующих размещение и выкладку, является доля в объеме продаж различных ассортиментных групп и подгрупп. Чем больше объем продаж той или иной ассортиментной группы, тем большую площадь должна она занимать при выкладке (если, к примеру, группа лекарственных препаратов "Х" занимает 20% объема продаж, то необходимая площадь выкладки для данной группы должна составлять 20% от общей площади выкладки, аналогично рассчитываются площади под выкладку отдельных ЛП и других товаров аптечного ассортимента).

При этом самые выгодные товары необходимо поставить первыми по ходу движения покупательского потока, затем разместить прибыльные и завершить ряд ходовыми товарами. При размещении товаров аптечного ассортимента на полках необходимо создавать видимые блоки по марке, упаковке и ассортиментной группе. При этом не следует перегружать витрины количеством видимых элементов (адекватно глазом воспринимается не менее 3 и не более 13 элементов). Также при выкладке часто используется принцип чересполосицы, при котором товары с низкими ценами и товары, приносящие аптеке наибольшую прибыль, чередуются по ходу движения покупателя в торговом зале. Наилучшим является расположение товаров на уровне глаз. Решая, какой препарат ставить на полки, находящиеся на уровне глаз, следует руководствоваться все тем же принципом: в наиболее выгодном положении должен находиться товар, приносящий наибольшую прибыль.

Для увеличения площади выкладки и обозримости ассортимента можно также использовать различные подставки. Большую роль в организации торгового зала и формировании положительного имиджа аптечной организации играют мероприятия по повышению профессиональных навыков работы фармацевтического персонала,

Отпуск лекарств без рецептов врача составляет в аптеках значительную часть реализации, которая продолжает постоянно расти. Например, удельный вес безрецептурного отпуска в объеме реализации аптек г. Москвы колеблется от 40 до 66%, а среднемесячный темп прироста достигает 13-15%. Оценка обращаемости в отдел отпуска лекарств без рецептов (ОБО), проведенная с помощью различных методик в аптеках Москвы и области, показала, что в среднем она составляла в 1997 г. для центральной районной аптеки 550 обращений в день, что выше, чем в других отделах - рецептурно-производственном (РПО) - 280, готовых форм (ОГФ) - 410. Для среднестатистической аптеки эти цифры могут быть значительно ниже, например, в наших исследованиях 1998 г. показатели обращаемости составили для ОБО - 360, ГЛФ - 300, РПО - 150 в день. Эти данные следует учитывать при изменении организационной структуры аптечной организации, имеющем место в последние годы. Равномерной интенсивности труда будет способствовать слияние отдела готовых лекарственных форм с рецептурно-производственным, а не с отделом безрецептурного отпуска, как это иногда делается. Динамика обращений в отделы аптеки имеет волнообразный характер, который, как показали наши исследования, не меняется на протяжении десятилетий.

Пик обращений посетителей в отдел отпуска лекарств без рецептов приходится на 12-13 часов и 18 часов, и в течение дня количество посетителей в данном отделе достаточно высоко. Для успешной деятельности аптек сегодня особенно актуальна проблема разработки стратегии формирования ассортиментного перечня товаров, предназначенных для розничной реализации.

В течение дня различные препараты безрецептурного отпуска пользуются неодинаковым спросом.

Изучение ассортиментной структуры продаж дает информацию о состоянии потребительских предпочтений и основу для формирования ассортиментной политики.

Для экономической деятельности и поддержания конкурентоспособности важно овладеть методикой определения возможности получения прибыли в данной экономической среде с учетом условий конкретного аптечного предприятия.

При наличии данных по определенным показателям, в частности:

условно-постоянным затратам;

переменным затратам на одно обращение;

доходе на одно обращение посетителя, который можно рассматривать как среднюю стоимость покупки в отделе, можно рассчитать точку безубыточности, которая показывает, при каком количестве обращений (или реализованной продукции) у аптеки нет ни прибыли, ни убытков. Начиная с этого момента, предприятие будет работать с прибылью.

Точка безубыточности рассчитывается по формуле:

BEP = NFC / ( P - VC )

Где, BEP - точка безубыточности (количество обращений, количество произведенной или проданной продукции);

NFC - постоянные издержки;

P - цена единицы продукции или средняя стоимость покупки каждого обратившегося посетителя;

VC - переменные затраты на единицу продукции или на 1 обращение.

На аптечных предприятиях затраты учитываются в целом по аптеке. При этом лишь с определенной долей вероятности можно сказать о том, какая часть этих затрат приходится на конкретный отдел. Рассмотрим два подхода, используемых при определении затрат по отделам:

пропорционально площадям, занимаемым отделом;

Перейти на страницу: 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34

 
 
 
 

С чего начать путь к здоровым глазам и как достичь результатов? Главное - измените отношение к своим глазам, к себе, а потом и к самой проблеме плохого зрения.

Борьба с гипертонией является сложным и многогранным процессом, основными этапами которого являются первичная профилактика, раннее выявление и адекватное лечение.