Грудной возраст
Пятимесячный ребенок должен получать ежедневно 4 раза грудное молоко, 1 раз овощное пюре, соки, творог, сливки.
В возрасте 5–6 мес вводят второй прикорм в виде различных каш. Лучше кормить гречневой, рисовой, овсяной кашей. Готовят их на коровьем или грудном молоке в виде каши – «размазни». В нее можно добавлять 2–3 г. сливочного масла, творог, сливки. Каши начинают давать понемногу, доводя до количества, которым можно заменить одно кормление. Готовят каши из смеси различных круп, а также пользуются специальными измельченными крупами для детского питания.
Ребенка в возрасте 6–7 мес. прикармливают мясным бульоном; начинают с 1–2 чайных ложек и постепенно доводят до 50 мл. Бульоном с сухариками кормят в дневное время, на второе дают овощное пюре, на третье сок; таким образом получается полный обед.
К 8-му месяцу ребенка следует кормить грудным молоком 3 раза, кашей 1 раз, бульоном и овощным пюре 1 раз. К этому рациону добавляют все остальные блюда прикорма.
В возрасте 7,5–8 мес. можно включить в меню малыша мясо, вначале в виде дважды провернутого через мясорубку фарша (постепенно увеличивают до 1 столовой ложки в сутки). К 10 мес. он может есть фрикадельки, к концу года паровые котлеты. Вместо мяса иногда дают нежирные сорта рыбы тоже в виде фарша или фрикаделек.
В 8 мес. вместо одного из трех кормлений грудным молоком ребенку дают цельное молоко или кефир. Режим питания строят следующим образом: в 6 ч грудное молоко; в 10 ч каша, творог или желток + фруктовое пюре; в 14 ч мясной бульон с сухарем + овощное пюре с мясным фаршем + фруктовый сок; в 18 ч кефир или творог + фруктовое пюре; в 22 ч грудное молоко. Постепенно к концу года пищу делают более густой, реже протирают и меньше разводят жидкостью.
Годовалый малыш получает достаточно полноценное и разнообразное питание и может быть отнят от груди. Сначала грудное мо-
локо при утреннем кормлении заменяют кефиром, творогом или цельным молоком. Через неделю то же делают при вечернем кормлении. Нельзя отнимать от груди в жаркое время года или во время болезни. Чтобы уменьшить и прекратить образование молока, матери необходимо несколько дней меньше пить, плотно забинтовывать грудь или надевать стягивающий бюстгальтер. Молоко перестает вырабатываться примерно через 3–4 дня.
Воспитанием грудного ребенка
надо заниматься без насилия, но настойчиво, запасаясь терпением. Постепенно переходят от простого к более сложному, постоянно повторяя и закрепляя достигнутые успехи. Самое главное – это правильный режим дня, развитие двигательных навыков, зрительного и слухового восприятия, речи. Установление определенного времени сна и бодрствования, кормления, прогулок не только облегчает уход, но и постепенно приучает малыша к порядку, опрятности. Дети быстро привыкают к распорядку дня. Наоборот, при несоблюдении режима ребенок плохо спит, капризничает, а беспорядочное кормление снижает аппетит, приводит к потере массы тела.
При правильном уходе, выполнении всех гигиенических правил у детей формируется привычка к чистоте одежды и пеленок, частой смене белья. Привыкают они и к ежедневным умываниям, ваннам. После 6 мес в ванночку ребенка можно бросить игрушки и разрешить ему поиграть в воде. Гигиенические навыки, прививаемые с детства, – важный элемент воспитания и закаливания.
К горшку малыша приучают после того, как он начинает уверенно сидеть. Перед сном и после сна его обязательно высаживают на горшок, который должен стоять в определенном месте. Не рекомендуется делать это ночью, прерывая сон. Долго держать ребенка па горшке не следует, лучше повторить эту процедуру через некоторое время. Но и слишком часто высаживать на горшок нельзя.
Развивайте двигательную активность малыша. В этом вам помогут массаж и гимнастика. Не форсируйте выработку двигательных навыков, не пытайтесь заставлять делать то, что ребенок еще не может из-за своего возраста. Ни в коем случае, например, раньше срока не высаживайте детей в подушки, не ставьте на ноги – по мере роста и развития ребенок начнет это делать сам. В противном случае могут возникнуть искривления позвоночника и ног. Способствуют развитию правильно подобранные игрушки, они не только совершенствуют движения, но и помогают выработать самостоятельность, умение сосредоточиться.
Занятия доставят ребенку удовольствие только в том случае, если он сыт и выспался.