Дошкольный и школьный возраст
Развитие опорно-двигательного аппарата, включающего костный скелет, суставы, связки, мышцы, позволяет усваивать новые двигательные и трудовые навыки.
Систематически выполняемая посильная работа вызывает обильный приток крови к мышцам, улучшает их питание, способствует правильному росту и развитию мышечной ткани. Костный скелет выполняет также функцию защиты внутренних органов. В младшем школьном возрасте часто развивается искривление позвоночника, возникающее в результате неправильного положения тела при ходьбе, работе, сидении за столом, постоянного ношения тяжестей в одной руке. Сон на слишком мягкой или неровной постели также может привести к искривлению позвоночника.
Тренировке органов дыхания способствуют физические упражнения на воздухе, дыхательная гимнастика. Сердечнососудистая система ребенка отличается большой выносливостью и работоспособностью. К 7–8 годам в основном заканчивается развитие нервного аппарата, регулирующего деятельность сердца, в 9–10 лет увеличивается количество крови, выбрасываемой сердцем за один удар. Изменяется частота пульса (у ребенка 7 лет в среднем 87 ударов в минуту). Но резервные возможности сердечнососудистой системы не безграничны. Физическая нагрузка, способствующая тренировке сердечнососудистой системы, должна быть обоснованной и систематической.
Растущий организм требует непрерывного восполнения энергетических затрат и поступления веществ, необходимых для развития органов и тканей.
Для обеспечения нормального основного обмена (в состоянии покоя, натощак, при температуре окружающей среды 20 °С) ребенку необходимо больше калорий, чем взрослому: соответственно 44 и 23 ккал на 1 кг массы тела.
Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Педагоги и родители должны помочь ему в преодолении неизбежно возникающих трудностей. Каждое нарушение правил гигиены умственного труда школьника влечет за собой отрицательные последствия. Например, превышение нагрузки, отсутствие режима, недостаточно полноценный отдых, гиподинамия ведут к истощению нервной системы, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости инфекциям. Важно научить ребенка правильно распределять время для выполнения уроков, чередовать виды занятий, делать перерывы между ними в 10–15 мин, во время которых снимается напряжение, отдыхают глаза.
Постарайтесь правильно организовать рабочее время школьника. Мебель должна соответствовать его возрасту и длине тела. Следите за положением ребенка во время занятий: чтобы при письме уменьшалась нагрузка на позвоночник, он должен сидеть прямо, опираясь на спинку стула, не наваливаясь грудью на стол; ноги в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах согнуты под прямым углом; необходима равномерная нагрузка на обе половины таза; голову держат с небольшим наклоном вперед, расстояние от глаз до поверхности стола 30–35 см.
Приготовление уроков начинают с письменных работ, затем переходят к устным заданиям. В первую очередь выполняют предметы средней трудности, затем самые трудные и, наконец, наиболее легкие.
Для восстановления сил и работоспособности всех систем организма необходим нормальный сон. Детям 7–10 лет нужно спать 10–10,5 ч. Если они спят меньше 7–8 ч, уровень их работоспособности падает на 30%. Иногда школьники, кроме выполнения домашнего задания, много времени уделяют музыкальным занятиям, чтению, изучению иностранного языка, просмотру кинофильмов и телепередач. При этом они сильно утомляются, плохо засыпают, тревожно спят. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, служит причиной неврозов и связанных с ними раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать лишних нагрузок, которые могут нарушить сон, повлиять на состояние здоровья школьника. Не разрешайте детям школьного возраста читать в постели. Это вредно для зрения, мешает нормальному сну. Не позволяйте младшим школьникам смотреть на ночь телевизионные передачи для взрослых, так как волнения, страхи могут вызвать тревожные сны. Неспокойный сон и скрежет зубами во время сна свидетельствуют о том, что у ребенка повышена возбудимость нервной системы.