Управление и экономика фармации
– соблюдение размерности единицы измерения;
– хронологическая непрерывность и преемственность отчетности;
– своевременность представления;
– наличие подписей уполномоченных лиц и т. п.
Финансовая отчетность может быть также внутренней и внешней. К внутренней финансовой отчетности относятся документы оперативной финансовой работы, это касается и данных управленческого учета. Внешнюю финансовую отчетность составляют бухгалтерский баланс аптеки, отчеты о финансовых результатах и их использовании, изменениях капитала, движении денежных средств, а также справки, приложения и пояснительные записки к ним.
По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную. Бухгалтерская отчетность содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах по стоимостным показателям и составляется на основании данных бухгалтерского учета. Статистическая отчетность содержит сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности предприятий как в натуральном, так и стоимостном выражении, и составляется по данным статистики, бухгалтерского и оперативного учета.
Оперативная отчетность содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца и составляется на основе данных оперативного учета. Сведения, содержащиеся в оперативной отчетности используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализации продукции.
85)
Современное финансовое планирование направлено прежде всего на выработку гибкой стратегии и тактики хозяйствования предприятия, стремящегося упрочить свои конкурентные позиции в условиях быстро меняющейся рыночной конъюнктуры.
Использование нормативов в финансовой деятельности становиться делом самого предприятия, поэтому информация о нормативах переходит из бухгалтерской отчетности, как это было раньше, в область коммерческой тайны.
Анализ отклонений от планируемых предприятием показателей, основывающийся на бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, то есть анализа проводимого за пределами предприятия на основе отчетных данных, которые содержат лишь весьма ограниченную информацию о деятельности предприятия.
Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятия и множество способов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа.
Предприятие можно рассматривать как сложную многоуровневую систему. В качестве относительно самостоятельных функциональных подсистем предприятия традиционно выделяются:
технологическая;
производственная;
материально-техническая;
кадровая;
управления;
финансово-инвестиционная;
сбыта и реализации.
Результаты деятельности предприятия зависят от согласованной работы всех этих подсистем. Однако в условиях экономического спада особую роль играют не столько производственные мощности предприятия, представленные первыми четырьмя подсистемами. Как правило, производственные мощности предприятия загружены не полностью. Главными являются подсистемы управления, финансовая и маркетинговая подсистемы.
Рассматривая наиболее важные проблемы предприятий, целесообразно выделить функциональные проблемы:
ориентация на краткосрочные результаты деятельности, отсутствие стратегического подхода к деятельности фирмы;
отсутствие на фирмах комплексных средне- и долгосрочных планов;
недостаточное знание текущего и прогнозного состояния рынка, необходимость высоких затрат для ориентации на рынке, поиска платежеспособных покупателей и поставщиков недорогого сырья и материалов;
неготовность предприятия к изменениям спроса, появлению на рынке конкурентной продукции;
снижение квалификации персонала, старение основных фондов;
падение технологической дисциплины:
снижение трудовой мотивации работников, престижа рабочих и ИТР;
неэффективность использования имеющихся в распоряжении ресурсов;
преобладание личных интересов менеджеров, противостояние между руководством и коллективом.
Таким образом, одним из возможных основных путей комплексного, системного решения проблем развития предприятия является внедрение стратегического планирования в практику деятельности руководства фирмы. При этом стратегия предприятия включает семь направлений:
товарно-рыночная стратегия,
ресурсно-рыночная стратегия,
технологическая стратегия,
интеграционная стратегия,
финансово-инвестиционная стратегия,
социальная стратегия,
стратегия управления.
86)
Внешняя среда в стратегическом управлении рассматривается как совокупность двух относительно самостоятельных подсистем: макроокружения и непосредственного окружения.
Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций.