Управление и экономика фармации
объекты основных средств, находящиеся у организации в оперативном управлении или хозяйственном ведении;
объекты основных средств, полученные организацией в аренду.
Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений учреждения в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств.
10)Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Международная фармацевтическая федерация (МФФ) подготовили первое методическое пособие для фармацевтов «Разработка фармацевтической политики, направленной на заботу о пациенте». В ней изложены основные принципы и подходы, которыми должны руководствоваться представители этой отрасли.
Придя в аптеку, человек должен быть уверены в том, что перед ними не просто продавец, а специалист, который предоставит необходимую информацию о прописанном лекарстве и обстоятельно обсудит с ним как его принимать, сообщает пресс-служба ООН.
Во многих странах мира, особенно в развивающихся, почти половина пациентов не соблюдают курс лечения, что приводит к тому, что их заболевания становятся хроническими.
В представленном ВОЗ и МФФ документе отмечается, что фармацевт является неотъемлемым участником медицинской команды, который выполняет разнообразные функции: от снабжения и поставок лекарств до оказания консультативной помощи населению.
« Фармацевтическое обслуживание является основой эффективного, рационального и безопасного использования лекарств. Это руководство является своевременным и доступным ресурсом для фармацевтов, преподавателей и студентов во всем мире, предназначенным для получения навыков и развития служб, нацеленных на пациентов», — заявил Генеральный секретарь и Главный исполнительный директор Международной фармацевтической федерации Тон Хое.
14)
Разработка плана развития сети аптек должна начинаться с анализа ее состояния. Для оценки фактической обеспеченности населения учреждениями аптечной сети и фармацевтическими кадрами рекомендуется применять следующие методы:
а) на основании статистических данных о числе аптек и штатной численности фармацевтических кадров, следует определять показатели:
- плотности сети хозрасчетных аптек путем исчисления среднего числа населения, приходящегося на одну аптеку;
- обеспеченности населения фармацевтическими кадрами путем исчисления числа фармацевтических должностей в аптеках на 100 тыс. населения.
На основании проведенного анализа следует сделать вывод об уровне обеспеченности населения аптечной сетью и определить потребное число аптек и фармацевтических кадров для данного населенного пункта или отдельного административного и жилого района по соответствующим нормативам;
б) картографический анализ. Для этого всю существующую сеть аптек, киосков и аптечных пунктов, а также амбулаторно-поликлинических учреждений следует нанести на карту-схему населенного пункта или отдельного района. По результатам картографического анализа необходимо установить взаимосвязь лечебно-профилактических и аптечных учреждений.
Картографический анализ размещения сети аптечных учреждений позволит более правильно определить территориальное размещение вновь открываемых аптек и спланировать развитие аптек на ближайший период и на перспективу;
в) в пространственной организации сети хозрасчетных аптек необходимо учитывать: радиус обслуживания аптек в км., т.е. величину пути, проходимую населением от наиболее отдаленной части обслуживаемой территории до аптеки. Средний радиус обслуживания определяется как средняя арифметическая всех расстояний от аптеки до ближайших 3 - 4 аптечных учреждений, осуществляющих отпуск лекарств по рецептам (аптек, аптечных пунктов I группы). Например, расстояние до ближайших четырех аптек составляет 3 км; 1 км; 2 км; 4 км
В городах радиус обслуживания аптеки не должен превышать радиуса обслуживания поликлиники, т.е. 1,5 - 2 км при пешеходном сообщении. Но принимая во внимание, что в жилом районе имеется несколько аптек радиус обслуживания аптек в городе должен быть не более 1 км.
В сельской местности радиус обслуживания аптек в основном не должен превышать 5 - 10 км при средней плотности населения 50 - 70 жителей на 1 кв. км.
При планировании сети аптек следует учитывать не только длину пешеходного пути до аптеки, но и транспортную доступность аптечного учреждения.
Пешеходно-транспортная доступность измеряется временем передвижения населения до аптечного учреждения.
В городах пешеходно-транспортная доступность начинается с величины передвижения боле 300 м и не должна превышать 10 - 15 мин.
В сельской местности при расстоянии от населенного пункта до аптеки от 3 до 10 км - пешеходно-транспортная доступность не должна превышать 30 - 40 мин.
1.5. При составлении плана развития сети аптечных учреждений и определении территориального размещения вновь открываемых аптек необходимо принимать во внимание следующие факторы: