Период новорожденного
Физическое воспитание и закаливание играют огромную роль в правильном формировании и развитии организма ребенка грудного возраста. Физически развитые и закаленные дети легче приспосабливаются к окружающей среде, реже болеют и лучше переносят заболевания. В основе физического воспитания и закаливания лежат правильный уход за ребенком, соответствующая погоде одежда.
Прогулки – важный фактор закаливания в грудном возрасте. Ребенок должен бывать на воздухе ежедневно независимо от времени года и погоды (исключение – сильный ветер, дождь и т.д.). Зимой гуляют 2–3 раза в день; продолжительность прогулок составляет приблизительно до 4 ч. Летом время пребывания на улице не ограничивается. Гуляя с ребенком, следите, чтобы его нос и руки оставались теплыми, а по возвращении домой он не был потным. Небольшой насморк при отсутствии температуры не повод для отказа от прогулки.
Воздушные ванны летом проводят на улице, а зимой в помещении; в любом случае температура воздуха не должна быть ниже 20–22 °С. Начинают в 1 – 1,5 мес., оставляя ребенка обнаженным на 1–2 мин 2–3 раза в день. Затем продолжительность воздушной ванны постепенно увеличивают до 8–10 мин (6 мес.), 12–15 мин (12 мес.). Во время процедуры надо менять положение ребенка; одновременно полезно проводить массаж или гимнастику. Летом воздушные ванны принимают в тени, так как у детей до года прямые солнечные лучи могут легко вызвать тепловой удар или ожоги кожи.
Водные процедуры начинают обычно в 3–4-месячном возрасте с влажных обтираний. Вначале в течение 1,5–2 нед. кожу ребенка 2 раза в день осторожно растирают сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. После сухих обтираний начинают влажные. Для этого пользуются обычно варежкой, сшитой из мягкой махровой ткани. Ее смачивают в воде, отжимают и равномерно растирают туловище и конечности. Затем поочередно растирают отдельные участки тела, остальные в это время находятся под одеялом. Температура воды вначале составляет 35–36 °С, затем каждый месяц ее снижают на 1 °С (но не ниже 30 °С). Обтирания делают обычно после утреннего сна в течение 4–6 мин.
Закаливание должно вызывать у ребенка только положительные эмоции. При заболевании, недостаточном увеличении массы тела, повышенной возбудимости процедуры прекращают и обращаются к врачу. После перерыва с разрешения врача закаливание возобновляют с начальных этапов.
Массаж и гимнастика способствуют развитию всех органов и систем организма, правильному формированию скелета и мышц. Подробно о комплексе упражнений и технике массажа можно узнать в поликлинике у участкового врача или медсестры. Массаж и гимнастику начинают обычно с 1,5–2 мес. Комнату предварительно хорошо проветривают, температура воздуха в ней должна быть не ниже 20 «С. Для занятий удобен стол высотой около 70 см, покрытый сложенным в несколько слоев одеялом, клеенкой и пеленкой. Летом их можно проводить на воздухе, в тени, при температуре не ниже 20–22 °С. Для процедур лучше выбирать одно и то же время – за 30 мин до еды или через 1 –1,5 ч после нее. Каждое упражнение или прием массажа повторяют от 2 до 6 раз, общая продолжительность занятия не больше 10–12 мин. Можно проводить их и 2 раза в день.
Массаж улучшает кровообращение и обмен веществ в коже и мышцах. Они становятся более эластичными и упругими. Главными приемами массажа для ребенка грудного возраста являются поглаживание и растирание легкими, нежными и плавными движениями от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к паховой складке и т.д.). Перед началом массажа обязательно моют руки. Во время массажа рук и ног им придают положение легкого полусгиба.
Под влиянием физических упражнений улучшается деятельность всех органов и систем организма, развиваются двигательные навыки, ребенок быстрее растет. Основное внимание уделяют развитию правильных движений (до 3–4 мес. активно сгибать и разгибать руки и ноги малыша не следует, чтобы не растянуть мышцы и связки).
В возрасте 1,5–3 мес. применяют так называемые пассивные упражнения, основанные на безусловных рефлексах: проведение пальцами по позвоночнику вызывает его разгибание, при укладывании на живот ребенок старается приподнять голову, при прикосновении к стопам отталкивается ногами и др. Полезно вызывать у ребенка активные движения ногами, руками и всем телом в ответ на поглаживание и обращение к нему.
В возрасте 3–6 мес. вводят пассивные движения конечностями ребенка – скрещивание рук и ног, растягивание мышц-разгибателей спины и др. В конце этого периода полезны активные упражнения, стимулирующие ползание, движение рук.