Методы исследования

Для решения поставленных задач был использован комплекс педагогических и врачебно-педагогических методов:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Анализ диагностических карт.

3. Соматоскопия.

4. Тестирование.

5. педагогические наблюдения.

6. Врачебно-педагогический контроль.

7. Педагогический эксперимент.

8. Пульсометрия.

9. Методы математической статистики.

1. Анализ научно-методической литературы.

Анализ научно-методической литературы позволил ознакомиться с современным состоянием физического воспитания в общеобразовательных школах и ВУЗах, сформулировать цель исследования, задачи и подходы к их решению.

Полученные знания использовались при обсуждении результатов исследования. Проанализировано 26 источника в виде статей, тезисов, методических разработок, школьных программ.

2. Анализ диагностических карт.

Оценка физического развития и функционального состояния опорно-двигательного аппарата занимающихся проводилась путём анализа диагностических карт юношей. Были тщательно изучены медицинские карточки школьников и студентов. На основании анализа были определены основные направления исследований и наблюдений.

3. Соматоскопия.

Наружный осмотр - соматоскопия проводилась при достаточном дневном освещении анфас, в профиль и со стороны спины. Определялось положение головы по отношению к туловищу и плечевому поясу. При осмотре со стороны спины особое внимание уделялось на прилегание лопаток к грудной клетке. При хорошей осанке лопатки должны плотно прилегать к туловищу.

Более детально определялась форма позвоночника, выраженность его физиологических изгибов в сагиттальной плоскости (рисунок 2). Форма изгибов позвоночника затем определяет форму спины, грудной клетки и емкости для функционирования жизненноважных систем организма - легких и сердца.

Рисунок 2. Схема измерения глубины шейного и поясничного изгибов.

Форма позвоночника определялась по наиболее выступающим точкам - седьмой шейный и двенадцатый грудной позвонок [8].

4. Тестирование

Определялся тип телосложения. Использовалась тестовая карта для выявления нарушений осанки и метод номограмм (рисунок 3).

Тестирование проводилось по стандартной программе в начале и в конце учебного года. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики. Полученные данные позволили выявить физическое состояние юношей, их подготовленность, лёгочно-сердечную выносливость.

К.В. = ЧСС в покое*10

П. Д.

(КВ - коэффициент лёгочно-сердечной выносливости).

Рисунок 3. Номограмма оценки веса по росту стоя.

5. Педагогические наблюдения.

Педагогическое наблюдение проводилась за юношами в течении всего учебного года.

6. Врачебно-педагогический контроль.

Врачебно-педагогический контроль осуществлялся совместно с медиком учебного заведения.

7. Педагогический эксперимент.

В педагогическом эксперименте мы проверяли эффективность разработанных конспектов уроков физической культуры для учащихся с отклонениями в состоянии опорно-двигательного аппарата. Проводилось обучение по формированию правильной осанки, беседы со студенческой молодёжью.

8. Пульсометрия.

Уровень нагрузки и степень её интенсивности определялись по хронометражу, пульсометрии и визуально по внешним признакам утомления.

9. Методы математической статистики.

Мы использовали расчётные методы процентных соотношений показателей разных групп учащихся, определяли долю одного фактора в целом. В процессе обработки результатов определялись: средняя арифметическая (М), показатели среднего квадратического отклонения (±

s).

 
 
 
 

С чего начать путь к здоровым глазам и как достичь результатов? Главное - измените отношение к своим глазам, к себе, а потом и к самой проблеме плохого зрения.

Борьба с гипертонией является сложным и многогранным процессом, основными этапами которого являются первичная профилактика, раннее выявление и адекватное лечение.