Методы исследования
Для решения поставленных задач был использован комплекс педагогических и врачебно-педагогических методов:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анализ диагностических карт.
3. Соматоскопия.
4. Тестирование.
5. педагогические наблюдения.
6. Врачебно-педагогический контроль.
7. Педагогический эксперимент.
8. Пульсометрия.
9. Методы математической статистики.
1. Анализ научно-методической литературы.
Анализ научно-методической литературы позволил ознакомиться с современным состоянием физического воспитания в общеобразовательных школах и ВУЗах, сформулировать цель исследования, задачи и подходы к их решению.
Полученные знания использовались при обсуждении результатов исследования. Проанализировано 26 источника в виде статей, тезисов, методических разработок, школьных программ.
2. Анализ диагностических карт.
Оценка физического развития и функционального состояния опорно-двигательного аппарата занимающихся проводилась путём анализа диагностических карт юношей. Были тщательно изучены медицинские карточки школьников и студентов. На основании анализа были определены основные направления исследований и наблюдений.
3. Соматоскопия.
Наружный осмотр - соматоскопия проводилась при достаточном дневном освещении анфас, в профиль и со стороны спины. Определялось положение головы по отношению к туловищу и плечевому поясу. При осмотре со стороны спины особое внимание уделялось на прилегание лопаток к грудной клетке. При хорошей осанке лопатки должны плотно прилегать к туловищу.
Более детально определялась форма позвоночника, выраженность его физиологических изгибов в сагиттальной плоскости (рисунок 2). Форма изгибов позвоночника затем определяет форму спины, грудной клетки и емкости для функционирования жизненноважных систем организма - легких и сердца.
Рисунок 2. Схема измерения глубины шейного и поясничного изгибов.
Форма позвоночника определялась по наиболее выступающим точкам - седьмой шейный и двенадцатый грудной позвонок [8].
4. Тестирование
Определялся тип телосложения. Использовалась тестовая карта для выявления нарушений осанки и метод номограмм (рисунок 3).
Тестирование проводилось по стандартной программе в начале и в конце учебного года. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики. Полученные данные позволили выявить физическое состояние юношей, их подготовленность, лёгочно-сердечную выносливость.
К.В. = ЧСС в покое*10
П. Д.
(КВ - коэффициент лёгочно-сердечной выносливости).
Рисунок 3. Номограмма оценки веса по росту стоя.
5. Педагогические наблюдения.
Педагогическое наблюдение проводилась за юношами в течении всего учебного года.
6. Врачебно-педагогический контроль.
Врачебно-педагогический контроль осуществлялся совместно с медиком учебного заведения.
7. Педагогический эксперимент.
В педагогическом эксперименте мы проверяли эффективность разработанных конспектов уроков физической культуры для учащихся с отклонениями в состоянии опорно-двигательного аппарата. Проводилось обучение по формированию правильной осанки, беседы со студенческой молодёжью.
8. Пульсометрия.
Уровень нагрузки и степень её интенсивности определялись по хронометражу, пульсометрии и визуально по внешним признакам утомления.
9. Методы математической статистики.
Мы использовали расчётные методы процентных соотношений показателей разных групп учащихся, определяли долю одного фактора в целом. В процессе обработки результатов определялись: средняя арифметическая (М), показатели среднего квадратического отклонения (±
s).