Особенности больных, имеющих психосоматическое расстройство
Психосоматические расстройства (ПСР) – нарушения функций органов и систем, обусловленные психогенными нарушениями, занимают все большее место в заболеваемости детско-подросткового населения, составляя, по данным некоторых исследователей, от 10 до 40% из числа обращающихся за медицинской помощью детей и подростков (по другим данным от 40 до 68%) . Причины психосоматических нарушений делят на внешние по отношению к организму — экзогенные и внутренние — эндогенные. К экзогенным болезнетворным агентам относят инфекции, интоксикации, травматические повреждения мозга, церебральные опухоли, психогении, соматогении. Эндогенные причины связаны с наследственностью, конституциональными особенностями человека, возрастными сдвигами [2,45].
Психосоматическое расстройство базируется на процессах соматизации психических проблем, то есть проблема из разряда психологической (например, я боюсь завтрашней контрольной) переходит в разряд телесной (например, у меня болит живот). Конечно, в единичных эпизодах такого реагирования нет ничего страшного, более того, для всех людей в моменты сильного стресса характерно проявлять некоторые телесные слабости. Проблемой это становится тогда, когда такие реакции становятся постоянными и при длительном течении переходят в собственно заболевание (например, язва желудка). Тело и психика – это тесно взаимосвязанные части одного целого, и если существуют психические проблемы, то довольно часто это приводит и к заболеваниям тела. При наличии внешних и внутренних конфликтов, в ситуациях стресса и длительного, часто хронического, напряжения любой человек, а тем более ребенок, склонен демонстрировать так называемые психосоматические реакции и заболевания. Один и тот же принцип перевода психического в телесное руководит всем многообразием психосоматических состояний. От чего же зависит, какая часть тела примет на себя «удар»? Почему у одного это желудочно-кишечный тракт, у другого сердце, у третьего легкие? Прежде всего, это зависит от наследственной предрасположенности и от конституциональной слабости определенного органа или системы организма у конкретного человека[3].
Статистика показывает: частота психосоматических расстройств, встречающихся в практике педиатров, составляет от 20 до 60 %. Раньше специалисты выделяли семь основных психосоматических заболеваний: эссенциальная гипертония, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, ревматоидный артрит, гипертиреоз (тиреотоксикоз), бронхиальная астма, язвенный колит и нейродермит. Затем этот список пополнялся, и пополняется до сих пор, так что расстройство любого органа или системы организма можно описать как психосоматическое. Нерешенные психологические проблемы, прежде всего, эмоциональные проблемы могут вылиться в симптомы различных заболеваний организма. Это именно о таких болезнях говорят: «Невыплаканные слезы заставляют плакать внутренние органы». Речь как раз и идет о психосоматических заболеваниях. Практика показывает, что простое медикаментозное или хирургическое лечение этих болезней редко дает надежные результаты, рано или поздно болезненное состояние возвращается либо прогрессирует или же на месте ушедших симптомов появляются новые. Одной из главных задач психотерапевта является работа с эмоциями, особенно у детей. У «психосоматического» ребенка эмоции часто подавлены, то есть сам ребенок не может определить, что же он сейчас чувствует, и тем более, он не может свои чувства выразить. Чаще всего подавленными оказываются отрицательные, агрессивные эмоции либо депрессивные (а депрессия – это и есть агрессия, направленная на себя). У 80% психосоматических больных диагностируется явное или скрытое депрессивное состояние[4].
Очень часто в психосоматическом заболевании замешана семья. Существующие в данное время научные исследования говорят о том, что процент психосоматических заболеваний у детей из дисгармоничных семей гораздо выше, чем у детей из семей достаточно нормальных. У 77,3 % детей из конфликтных семей диагностируются психосоматические расстройства. Большое значение имеет также адекватность стиля воспитания. Например, маленький Ваня живет в семье, которую трудно назвать гармоничной: между родителями нет понимания, их отношения оставляют желать лучшего, что выливается у отца во внебрачные связи, а у матери в хроническое недовольство своим мужем, в ощущение постоянной неудовлетворенности и раздражительность. И со стилем воспитания не все в порядке: во-первых, мать и отец по-разному смотрят на то, как должно воспитывать ребенка, это противоречие не способствует стабильности состояния ребенка и является одним из источников конфликтов в семье; во-вторых, до пяти лет Ваня воспитывался по типу «кумир семьи», ему все позволялось и ничего не запрещалось, в последнее же время перед ним ставят жесткие условия, к которым ему трудно адаптироваться. А нередко бывает так, что больной или постоянно болеющий ребенок становится звеном, скрепляющим разваливающуюся семью. Ведь каждый ребенок любит и маму, и папу, каждый ребенок хочет, чтобы они оба были вместе с ним, и если его болезнь не позволяет родителям расстаться, то неосознанно ребенок будет стремиться сохранить болезнь[3].