Управление и экономика фармации
Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: руководители отдельных фармацевтических организаций, входящих в состав объединения (например, акционерного общества, ассоциации, холдинга и т.п.), заведующие центральными районными аптеками.
Функциональные управленцы или руководители среднего звена преимущественно являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят информацию для решений, принимаемых руководителями высшего звена, и передают эти решения, обычно после трансформации их в технологически удобной форме, в виде спецификаций и конкретных заданий низовым руководителям. Основная работа руководителей среднего звена проходит в форме бесед с руководителями низового звена, что занимает около 80% времени. По другим данным, эти руководители проводят только 34% времени в одиночестве.
Современные подходы к управлению, в частности, системный, рассматривают организацию как открытую систему, главные предпосылки успеха которой отыскиваются не внутри, а вне ее. Традиционно фармацевтическая служба рассматривается как составная часть системы здравоохранения. Однако, если принять во внимание все имеющиеся в ней типы фармацевтических предприятий и учреждений, наличие субъекта и объекта управления можно рассматривать в качестве самостоятельной системы.
Принципы и организационная структура фармации, масштабы ее централизации или децентрализации на уровне страны, административно-территориальных единиц формируются в соответствии с общественными моделями и системами. Выделяют государственное, отраслевое, территориальное и корпоративное управление фармацией. Государственное управление фармацией базируется на формировании государственной политики, координации, контроля и надзора за соблюдением всеми фармацевтическими организациями, как субъектами хозяйствования, так и контролирующими и местными органами власти, действующих нормативно-правовых актов. Средствами регуляторного воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования в фармацевтической отрасли являются государственный заказ и задание, лицензирование, патентование, квотирование, сертификация и стандартизация, применение нормативов и лимитов, регулирование цен и тарифов, предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот, а также дотаций, компенсаций, субсидий. Важное место в этих процессах как координирующий и контролирующий орган центральной исполнительной власти занимает Министерство здравоохранения Украины и его структурные подразделения. На уровне страны и регионов за годы независимости Украины проведены реорганизации управленческих структур в фармации, изменены их полномочия.
Территориальное управление фармацевтической (преимущественно аптечной) службой является динамичным, гибким, предусматривает в основном регулирование и координирование деятельности фармацевтических организаций. Такое управление осуществляется в различных регионах структурами разного типа: фармацевтическими отделами при облгосадминистрациях или при управлениях здравоохранения, областным коммунальным предприятием, акционерными обществами, областные производственными объединениями – фирмами «Фармация», холдингами, корпорациями, концернами и т.п.
Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств осуществляет государственный контроль за качеством лекарств в процессе их производства, хранения, оптовой и розничной реализации. Имеет в структуре территориальные (областные) государственные инспекции.
В структуру Министерства здравоохранения входят следующие подразделы:
Патронатная служба;
Ученый медицинский совет;
Главное управление организации медпомощи населению;
Главное санитарно-эпидемиологическое управление;
Управление профилактики социально-опасных болезней, СПИДа и формирования здорового образа жизни;
Главное управление медицинских кадров и государственной службы;
Государственный департамент контроля по качеству, безопасностью и производством врачебных средств и изделий медицинского назначения.
Основными задачами являются:
обеспечение реализации государственной политики в сферах здравоохранения, санитарного и эпидемического благополучия населения, создание, производства, контроля качества и реализации лечебных средств и изделий медицинского назначения;
разработка, координация и контроль по выполнению государственных программ развития здравоохранения, в частности профилактики заболеваний, предоставления медпомощи, развития медицинской и микробиологической промышленности;
организация предоставления государственными и коммунальными учреждениями охраны здоровья безвозмездной медпомощи населению;
4)
для достижения целей государственной политики по совершенствованию медицинского обслуживания предполагается решить гораздо больше задач, чем в сфере повышения качества лекарственного обеспечения. Быть может, здесь меньше проблем? Вряд ли. Ведь в сфере фармации находятся в тесной взаимосвязи научная разработка, промышленное производство, торговля ЛС. Фармация как отрасль здравоохранения одновременно включает в себя экономику и промышленность, снабжение и торговлю, медицинские и фармацевтические научные дисциплины и, наконец, собственно фармацевтическую деятельность. Кроме того, при обозначенных главных задачах государственной политики в области ЛС (отбор жизненно важных ЛС, обеспечение их безопасности и качества, рациональное применение и т.д.) зафиксированы далеко не все из средств, имеющихся в арсенале управления, организации и экономики производства, и основное внимание сосредоточено на конечных результатах, а не на действиях по их достижению.