Детские инфекции
Клиническая картина. Инкубационный период продолжается от 10 до 21, чаще 14 дней. Болезнь начинается с повышения температуры до 38-390С и общего недомогания. Еще до подъема температуры и в первый день болезни на коже появляется сыпь в виде розовых узелков, которые быстро превращаются в пузырьки, наполненные прозрачным содержимым, а затем через 1-2 дня подсыхают и покрываются корочками. Сыпь локализуется преимущественно на лице, волосистой части головы, появляется на туловище и конечностях. Обычно на теле больного одновременно наблюдаются все стадии развития сыпи (узелки, пузырьки и корочки). Такую сыпь называют полиморфной. Это связано с тем, что высыпание идет не одновременно, а с интервалами в 1-2 дня. Каждое новое высыпание сопровождается повышением температуры, а заканчивается ее снижением до нормы. У многих больных высыпания бывают и на слизистых оболочках ротовой полости, на роговице глаз. Появление сыпи сопровождается зудом, жжением и болезненностью. Общее состояние больных вполне удовлетворительное. Болезнь продолжается от 2 до 4 недель.
Диагноз устанавливают на основе клинических симптомов и характерной полиморфности высыпания. При этом в первую очередь следует исключить натуральную оспу, от которой ветряная оспа отличается сроками появления сыпи (в первый день болезни), ее полиморфностью и отсутствием рубцов после отпадения корочек, а также относительной доброкачественностью протекания болезни.
Лечение. При отсутствии осложнений проводят симптоматическое лечение, обычно на дому. Чтобы пузырьки быстрее подсыхали, их смазывают 1% раствором бриллиантового зеленого или 1-2% раствором калия перманганата. Полость рта необходимо полоскать слабыми дезинфицирующими растворами. При появлении осложнений больного госпитализируют.
Для профилактики распространения инфекции больные ветряной оспой подлежат срочной изоляции, прекращающейся через 5 дней после последнего высыпания.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
1. Расскажите об основных характеристиках микробов и их классификации.
2. Какие существуют защитные механизмы организма?
3. Понятие об иммунитете, его основные виды (естественный и искусственный иммунитет).
4. Что такое вакцинация и какие виды вакцин вы знаете?
5. Расскажите что такое инфекция?
6. Какие существуют источники, механизмы и пути передачи инфекции?
7. Что такое инфекционный процесс и на какие периоды он подразделяется?
8. Расскажите о формах эпидемического процесса.
9. Дайте характеристику кишечным инфекциям.
10. Расскажите о гриппе и ангине.
11. Охарактеризуйте детские инфекции.